Четверг, 25.04.2024, 22:16                                    
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

" Психологический комфорт на уроке - основное условие развития личности ребенка"

 

Форма проведения: тренинг

Цель: способствовать созданию психологического комфорта на уроках.

Задачи:

1.Расширить представления участников о психологическом комфорте на уроке

2.Дать представление об упражнениях, способствующих созданию психологического комфорта.

3.Проанализировать способы разрешения конфликтных ситуаций на уроках.

Ход тренинга:

Психологический настрой

Уважаемые коллеги! Посмотрите на соседа слева. Глядя в глаза соседу, скажите ему несколько добрых слов, можете за что-то похвалить. Принимающий должен кивнуть головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу.

И мне очень приятно с вами работать.

Сегодня я предлагаю вам поговорить о психологическом комфорте на уроке.

Для начала, давайте разберемся в понятии комфорт. Для этого нам поможет игра –ассоциация. Т.е. какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?

Комфорт – это условия жизни, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.

В процессе обучения для каждого ребенка мы тоже должны создать благоприятные условия, т.е. психологический комфорт

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? Вокруг ребенка надо создать такую обстановку чтобы он напитывался, как огурец в банке, знаниями. Если среда хорошая, то будет и результат. Ведь какой бы толстокожий огурец не был в рассоле он рано или поздно просолится».

Источником психологической комфортности на уроке является:

•положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;

•доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.

Наша с вами задача: создание психологического комфорта на уроке. Мы условно делим урок на 3 части:

организационный момент,

основная часть

и заключительная часть.

Рассмотрим организационную часть урока

1. Например, чтобы добиться позитивного настроя, можно использовать в начале урока игру-тренинг « Комплимент», с которой мы начали сегодняшнюю встречу.

2."Дерево ожиданий"

Я хочу рассказать вам одну притчу. Послушайте ее внимательно.

Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались, ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но людям так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. Вот и мы сегодня создадим "Дерево ожиданий" Перед вами три листочка. Вам надо выбрать только 1.

Если вы выбираете желтый цвет - вы хотите общаться, быть активными,

если красный - вы будете настойчивыми в достижении цели,

а если зеленый - вы будете успешными.

Помните, что красота вашего дерева зависит от ваших желаний.

Коллеги украшают дерево.

Вот с желанием быть общительными, активными, настойчивыми в достижении цели, успешными мы приступаем к работе.

Рассмотрим основную часть урока

«Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке. (каждому участнику)

1.«Поменяйтесь местами те, кто ...»

Ведущий называет, какой либо признак и учащиеся меняются местами. Например: кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре и т.д. Как вариант, раздать карточки со словами и дать задание, например, «Поменяйтесь местами те, у кого на карточке свойство символов», «…свойства абзацев», «Поменяйтесь местами те, у кого на карточках автор родился в 20 веке», «…писал прозу» Позволяет получить информацию друг о друге, формирует сплоченность, активное внимание.

2.«Десять секунд»

Группа садится вкруг. Ведущий называет какой-либо цвет или геометрическую фигуру. После этого сидящие в кругу по очереди называют два предмета, находящиеся в комнате и имеющие заданный цвет или форму.

Каждому на ответ отводится десять секунд, по истечении которых ведущий передает слово следующему по часовой стрелке участнику.

После того, как круг заканчивается, ведущий называет новый цвет или форму, и процедура повторяется с той лишь разницей, что теперь уже на ответ дается семь секунд, а на третьем круге – пять, и так далее, пока хоть что-то получается.

3.«Окно».

Ведущий в каждой группе дает какой-то материал по теме урока. Затем детям предлагается разделиться по парам и встать напротив друг друга. Дается задание: «Представьте, что вас с партнёром разделяет окно с толстым стеклом. Таким, что кричать бесполезно, вас не услышат. Однако вам необходимо сообщить ему что-то важное. Попробуйте передать через стекло то, что вам нужно, и получить ответ» После передачи сообщений партнёры обмениваются информацией о том, что сообщалось и что было понято. Развивает наблюдательность, внимательность и способность понимать друг друга.

3.

Работа с таблицей. Задание: « В левой половине таблицы даны фразы, которые учителю говорить не стоит. Заполните правую колонку. Как, с вашей точки зрения, надо сказать?»  

Так говорить не стоит!

А вот так надо!

Ты какой - то неуравновешенный, нервничаешь вечно!

Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на уроке.

Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю?

Ты сейчас очень громко говоришь

Только бездельники и дураки списывают на контрольной

Мне неприятно видеть, как ты списываешь

Тебе не надоело весь урок болтать?

Я надеюсь, ты понимаешь, что разговорами мешаешь остальным ученикам

Ты должен относиться к урокам серьёзнее!

Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке

Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?!

Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали

Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…

Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.

Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк

Ты действительно написал интересное сочинение. Однако над грамматикой следует ещё поработать

 

Рассмотрим заключительную часть урока

Особо важное значение имеет завершение урока. Очень важно, с каким настроением ученики уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка учителя работы и настроя на урок учащихся, так и самооценка своей деятельности самих учащихся.

1. Оценивая работу учеников, я думаю, важно помнить слова А.С. Макаренко.

«Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. "Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса.» (А.В. Макаренко)

2. Говоря о самооценке работы на уроке самих учеников, можно использовать такие приёмы, как: (на экране примеры)

*« Нарисуй своё настроение» (или как вариант настроение одноклассника, например, соседа по парте). Этот приём развивает умение рефлектировать своё эмоциональное состояние.

*Можно строить график настроения на разных этапах урока. (на осях графика указать настроение и этапы урока).

*Можно использовать градусник температурный, при помощи которого оценить настроение и свою работоспособность на разных этапах урока. ( 0-равнодушие, стрелочка вверх- понравилось, вниз - чувствовал себя неуютно).

*« Продолжи фразу»: Я чувствую себя…; Сегодня на уроке мне особенно понравилось…, не удалось… .

*Под картинками на доске, выражающими разное настроение, оставить какой-то знак (можно смайлик).

*Можно поставить оценку своего психологического состояния на уроке в баллах, например, по 10-ти бальной шкале. А потом учитель может построить график настроения всего класса.

«Золотые правила» психологического комфорта на уроке

Старайтесь:

Видеть в каждом ученике уникальную личность.

Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.

Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка.

«Ребенок хорош, а плох его поступок».

Предоставлять возможности и помогать детям.

«В каждом ребенке – чудо, ожидай его».

Вот и подошло к завершению наш тренинг. Мы превратим наше "Дерево ожиданий" в "Дерево достижений".

Выберите, пожалуйста, понравившийся вам картинку и прикрепите его к дереву достижений.

Яблоко - если вы узнали новое, вам было интересно.

Цветок - если было хорошо, но можно и лучше.

Листик - если ты ничего не узнал.

Когда постоянно находишься в позиции обучающего, воспитывающего, руководящего, организующего, когда сама позиция учителя предопределяет возможность постоянно что-то изрекать, получать, надо обладать немалым мужеством, чтобы сказать самому себе:

«Если ребёнка лишить веры в себя, трудно надеяться на его светлое будущее»

Закончить сегодняшний разговор хотелось бы восточной притчей: ("Все в твоих руках")

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Copyright MyCorp © 2024